ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

 

      Проблемы биологии и школы сегодня неотъемлемы от проблем и жизни общества. Прошли те времена, когда биология была экзотическим предметом, рассказываю­щим о зверюшках, цветках, далеких экспедициях Ч. Дар­вина ... Сегодня биология - это проблемы экологиче­ского кризиса, роста генетического груза человека, да и всех живых организмов вообще, резкого роста числа заболева­ний, исчезновения степей и лесов с их обитателями, загрязнения рек, морей и даже Мирового океана. И проб­лемы эти встают не где-то далеко, как мы долгие годы писали, а у нас дома - в России, Прибалтике, Сред­ней Азии ... Решение экологических проблем невозможно без всеобщей экологической грамотности. А для обеспе­чения ее крайне необходимы экологизация всех без иск­лючения школьных предметов и повышенное внимание к школьной биологии, особенно в старших классах. Только так. Ведь многие малые беды, складывающиеся в общенациональную экологическую трагедию, начинаются с экологической и генетической безграмотности конкрет­ных людей - руководителей и исполнителей в центре и на местах.

    Школьная биология важна и как предмет, способст­вующий формированию и обогащению духовного мира человека. Любовь к природе, к животным, растениям, человеку как к удивительному и бесценному вселяет в сердца школьников добро и милосердие, без которых нет личности, нет человека. Со знанием биологии во многом связаны становление мировоззрения, научное понимание мира.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представ­ления о здоровом ребенке, который является практически достижи­мой нормой детского развития и рассматривается в качестве целост­ного телесно-духовного организма.

       Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять - свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только _ личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

   Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в l-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе чис­ло здоровых детей уменьшается в 4 раза.

      Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Эго может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ) (профилактическим методикам - оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж; простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); привитие детям элементарных навыков (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; использовании дифференцированного обучения, правильного распределения учебной нагрузки в течение урока, использование ситуации успеха на уроках; массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, тематичес­кие праздники здоровья, выход на природу, экскурсии); а также в работе с семьей (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родитель­ском лектории). Биология – это тот предмет, первоочередная задача которого утвердить в сознании молодежи необходимость здорового образа жизни.

    К сожалению, в последнее время приходится стал­киваться, мягко говоря, с крайне невнимательным отно­шением педагогики к проблеме биологического образо­вания. На лицо попытки всеми силами «выжить» биологию из школы. В связи с возникшей тенденцией «свертывания» школь­ного биологического образования мы сочли необходимым высказать свое отношение к проблеме.

     Я считаю ненормальным игнорирование предмета биологии в школе, особенно в старших классах. Биология как самостоятельный предмет должна изучаться в школе на протяжении всех лет обуче­ния, причем преподавание предмета должно идти по на­растающей, с учетом возврата к основным понятиям, но на качественно более высоком уровне.

Азы биологии должны закладываться в I-V классах в виде курса «Основы естествознания», близкого к современным курсам «Наш край» и «Природоведение». Здесь биология представлена достаточно полно на доступном детям уровне, с уче­том конкретных условий местности, осо­бенностей школ и классов (профилиро­ванные, национальные, специальные и т. п.).

В VI-IX классах должен быть обеспе­чен биологический «всеобуч», включающий основы ботаники, зоологии, анатомии, фи­зиологии, гигиены и психологии человека, экологии и охраны природы. Это тот мини­мум, который необходим 15-летнему школьнику для понимания общих принци­пов развития и функционирования живой природы, организма человека и взаимоот­ношений человека и природы.

      Передача биологических знаний должна вестись обязательно с активным участием школьников в этом процессе, что требует создания четких и емких учебников и учебных пособий, разработки альтернатив­ных программ проведения лабораторных работ и семинаров. В старших классах курс биологии должен занимать сущест­венное место. Школа должна обеспечить своим вы­пускникам высокую биологическую, преж­де всего экологическую, природоохранную и генетическую грамотность. Понимание роста генетического груза, связанного с загрязнением среды и продуктов питания, алкоголизмом, наркоманией, применением излишних доз лекарств и синтетических препаратов, убережет нашу молодежь от критических шагов, поможет избежать трагедий в семье и браке. По официаль­ным данным, в стране ежегодно рожда­ется 250 тыс. детей с генетическими де­фектами, а 25 % беременностей по гене­тическим причинам заканчиваются спонтан­ными абортами. Вряд ли достаточную грамотность могут обеспечить факульта­тивы. Нужны теоретические, фундаментальные знания. Без них не обой­тись и в сельском хозяйстве при внедре­нии новых пород животных и сортов растений, биологических методов защиты растений и т. п. Да и развитие меди­цины невозможно без биологически гра­мотных работников всех звеньев: от са­нитарки до ведущих специалистов. Ну и конечно, охрана природы на местах тре­бует и общебиологических, и специальных экологических знаний, иначе все наши же­лания и природоохранные движения оста­нутся данью моде. Ведь заводы, рудники, источники энергии все равно нужны, их будут сооружать. Но экологически чистыми они будут лишь в том случае, если еще при планировании их профиля и места расположения будут исходить из требова­ний экологии. А без базовых экологиче­ских и биосферных знаний у всех участ­ников создания технологии и строительства, скажем, завода это нереально. Надеяться, что для этого будет достаточно знаний, полученных при изучении сжатого до пре­дела школьного курса биологии,- иллю­зия или явное нежелание вывести наше образование на широкую дорогу в 21 век, который  часто называют биологиче­ским. Лишить школу биологии,- значит срубить сук, на котором мы сидим. Что будет после этого, остается только гадать, но хорошего ждать не приходится. Нельзя забывать, что здесь мы начинаем экспе­риментировать над детьми, над нашим будущим. И даже не подумав как следует, и не обратившись к опыту других стран, и собственный опыт, хороший и плохой, не проанализировав.

 

 

 

© vseproshkolu

Создать бесплатный сайт с uCoz